Учреждение временного пребывания ребенка

Содержание

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Учреждение временного пребывания ребенка

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2.

Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

1. Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке.

В комментируемой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Как уже отмечалось, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено.

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (статья 5.36 КоАП РФ).

2.

К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

— образовательные организации;

— медицинские организации;

— организации, оказывающие социальные услуги;

— иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными.

Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения.

Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 (в ред. от 10 марта 2009 г.) организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем комментируемая статья допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот. Заметим, что, например, религиозные организации сами по себе как юридические лица не могут считаться организациями для детей-сирот, поскольку их основные цели (совместное исповедание и распространение веры — ст.

8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречат целям деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому религиозные организации вправе учреждать отдельные юридические лица (частные учреждения — ст.

120 ГК), на которые могут возлагаться функции по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационно-правовые формы юридических лиц, относящихся к организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, определяются гражданским законодательством. Это могут быть исключительно некоммерческие юридические лица.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

3. Комментируемая статья разграничивает случаи временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и случаи устройства детей в такие организации.

Помещение ребенка в какую-либо организацию в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не является устройством ребенка в смысле гл. 22 СК РФ. В перечисленных случаях законные представители ребенка сохраняют все свои права. Так, например, ребенок, находящийся под опекой, может быть помещен опекуном в школу-интернат для обучения на короткий срок. Это может быть вызвано необходимостью отъезда опекуна или иными уважительными причинами. В этом случае опекун своих прав не утрачивает.

4. Впервые комментируемая статья четко определила статус выпускника организации для детей-сирот.

Ранее на практике предполагалось, что несовершеннолетний (как правило, 16-летний) выпускник детского дома подпадает под попечительство учреждения среднего профессионального образования, в которое он поступает на учебу.

Однако названные учреждения не относятся и никогда не относились к числу специализированных организаций для детей-сирот. Поэтому в п.

4 комментируемой статьи законодатель напоминает, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, орган опеки и попечительства обязан вновь начать поиск попечителя для такого ребенка (ст. ст. 121 — 123 СК).

5. Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной.

Поскольку на них возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Источник: http://stSKRF.ru/155-1

Куда обратиться, если не с кем оставить ребенка на время госпитализации

Учреждение временного пребывания ребенка

Эпидемия коронавируса продолжает шагать по России. По данным на 31 марта, в стране насчитывается 2 337 заразившихся, причем подавляющее большинство из них – в Москве. Некоторые пациенты переносят COVID-19 в легкой форме, поэтому получают разрешение лечиться в домашних условиях.

Однако основную массу инфицированных приходится отправлять в больницу. И вполне может случиться так, что из-за экстренной госпитализации несовершеннолетние члены семьи останутся дома в одиночестве – без еды, воды и поддержки.

Рассказываем, как в Москве помогают семьям, где дети в силу ряда обстоятельств остались дома без присмотра.

Кто нуждается в помощи

depositphotos/ AndrewLozovyi

Памятку о том, что делать, если дети остались без присмотра, пока родители в больнице, разработали юристы столичных семейных центров. Алгоритм действий подходит не для всех случаев: с “матерями-кукушками” будут работать социальные службы и правоохранительные органы.

Информация, опубликованная департаментом труда и социальной защиты, предназначена в основном для неполных семей, которые нуждаются в экстренной помощи по присмотру за несовершеннолетними. И относится она не только к случаям госпитализации именно из-за COVID-19, механизм работает при любой госпитализации, даже запланированной.

Может случиться так, что мама, папа или опекун, в одиночку воспитывающие ребенка, попадут в больницу, что особо актуально в современных реалиях. Чаду потребуется присмотр и компания – в виде бабушек и дедушек, других родственников или близких друзей семьи. Это был бы самый лучший и наименее стрессовый вариант для ребенка.

Однако подмога может прибыть не сразу или вообще оказаться недоступной в силу различных обстоятельств. Переживать не стоит: социальные службы сделают все возможное, чтобы не оставить малыша в беде.

При экстренной госпитализации

портал мэра и правительства Москвы

Если ребенок останется без родителя или опекуна, его не просто проверят и накормят: малышу предоставят временное место жительства – в семейном центре, центре содействия семейному воспитанию или реабилитационном центре. Но предугадать экстренный случай не получится, и если скорая уже забирает родителя или опекуна, стоит поступить следующим образом.

Оповестите врача

При экстренной госпитализации родитель или опекун должен сообщить участковому врачу поликлиники или лечащему врачу больницы, куда именно его отправляют, – название, номер и адрес учреждения. Также он должен уведомить, что дома по указанному адресу остается несовершеннолетний ребенок.

Психологи советуют договориться с маленьким ребенком о пароле, при котором тот не будет бояться и откроет дверь соответствующим службам для оказания помощи.

Уведомление органов опеки

Этим будет заниматься уже не родитель. После звонка врач сам должен связаться с территориальными органами опеки и попечительства, специалистами отдела соцзащиты и рассказать о сложившейся в семье ситуации.

Дальнейшее нахождение ребенка определит соцзащита

После поступления уведомления соцзащита совместно с полицией сразу прибывает на место, чтобы ребенок долгое время не оставался в одиночестве. Уже в квартире они определяют последующее местонахождения несовершеннолетнего на время, пока его родитель или опекун будет проходить лечение в больнице. Варианты, куда могут направить, разные:

  • в медицинскую организацию к родителю (если есть такая возможность) или другую, если самому ребенку также требуется помощь;
  • в учреждение временного пребывания – семейный центр, центр содействия семейному воспитанию или реабилитационный центр;
  • к родственникам на временное попечение.

Современная эпидемиологическая ситуация вносит свои коррективы. В рамках предотвращения распространения коронавируса, а также оказания своевременной помощи сегодня ребенка сначала поместят в больницу и проведут соответствующее обследование, а только потом, если все в порядке, он поедет в семейный центр со стационарным отделением – для постоянного нахождения под присмотром.

Ребенка никто не отбирает

Вмешательство социальных служб в данных обстоятельствах не означает, что чадо у родителя отняли. Опекун и ребенок все время могут поддерживать связь по телефону. Родителю также обязательно будут докладывать обо всех перемещениях несовершеннолетнего. И как только тот пройдет лечение и выпишется из больницы, он сразу сможет забрать ребенка домой.

Что делать при плановой госпитализации

depositphotos/ IgorVetushko

При плановой госпитализации механизм обеспечения опекой ребенка немного отличается. Оповестить соответствующие службы следует заранее и самостоятельно.

Обратитесь в ближайший семейный центр

В Москве работает 30 семейных центров – в каждом округе столицы. Если вы понимаете, что вам предстоит госпитализация или длительная поездка, в которую вы не можете взять с собой ребенка, и оставить его не с кем, то обратитесь в одну из организаций. Желательно выбрать ближайший центр.

Также с соответствующей просьбой можно обратиться в больницу или органы опеки и попечительства. Они помогут найти подходящие решения сложившейся ситуации.

Список документов

Конечно, просто так в семейный центр ребенка не возьмут. Необходимо будет предоставить его паспорт или свидетельство о рождении, собственный паспорт родителя. Если речь идет об опекуне – ему необходимо будет показать документ, который позволяет ему представлять интересы ребенка.

Также от вас попросят заявление о предоставлении социальных услуг, а также документ, подтверждающий их необходимость: направление на госпитализацию, справку от врача, командировочный лист и так далее.

Время на подтверждение

Специалистам также потребуется время проверить все поданные документы, выяснить ситуацию в семье, подтвердить причины и обстоятельства обращения в семейный центр. Затем там установят время, на которое ребенку необходимо отправиться в учреждение. И только после этого ребенок сможет переехать в семейный центр.

Как в случае и с экстренной госпитализацией, родитель сможет спокойно поддерживать связь со своим чадом. И как только появится возможность – забрать его домой.

Во время пребывания ребенка в семейном центре, он находится на государственном обеспечении, что включает в себя шестиразовое питание, одежду и обувь по сезону и возрасту.

Школьники продолжают посещать занятия, дети имеют возможность встречаться и общаться со своими родственниками.

Также в учреждениях организована досуговая программа, а при необходимости оказывается медицинская и психологическая помощь.

depositphotos/ DmitryPoch

Психолог Павел Жавнеров в беседе с Москвой 24 отметил, что для детей время в разлуке с родителем, особенно в случае экстренной госпитализации, может стать серьезным стрессом – даже если он останется под опекой родственников или близких друзей семьи. Однако родитель может помочь чаду пережить это время без лишних нервов.

“Чтобы сгладить ситуацию, прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы все было прозрачно и понятно. Объясните ребенку, почему вы вынуждены уехать в больницу, как обстоят дела со здоровьем. Он должен четко понимать, что и как происходит. И если в семейном центре ему подтвердят эту информацию, ребенок будет спокоен: все хорошо”, – рассказал психолог.

Обязательно поддерживайте постоянную связь с ребенком, чтобы он знал: во-первых, от него не отказались, во-вторых – с родителем все хорошо. Если общение будет постоянным, ребенок будет родителю доверять и спокойнее относиться к ситуации.

Кроме того, специалист посоветовал заранее проговаривать с ребенком момент разлуки в случае, если госпитализация запланированная. Тогда родитель сможет заблаговременно ответить на наибольшее количество возникающих вопросов.

А чадо будет спокойнее относиться к разлуке, так как будет знать все о причинах и месте, куда ему придется поехать.

“А дальше все будет зависеть от самого ребенка: насколько он коммуникабелен и открыт, настолько проще ему будет пережить это время”, – заключил психолог.

11 марта ВОЗ официально объявила пандемию нового коронавируса во всем мире. Европа стала центром пандемии COVID-19. В мире заражено уже более 697 тысяч человек, свыше 33 тысяч скончалось. В России пока насчитывается более 2 тысяч заболевших коронавирусом.

Медики попросили москвичей оставаться дома

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/31032020/156570

Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы

Учреждение временного пребывания ребенка

Временное пребывание ребенка из детского дома в семье называют «гостевым режимом». Что это такое, для всех ли детей это полезно, а также, что нужно сделать, чтобы взять ребенка «в гости» — читайте в инструкции фонда «Измени одну жизнь». 

  • Кто может принять ребенка на «гостевой режим»
  • Какие документы нужно предоставить
  • Документы собраны, заключение получено, что дальше
  • Какие документы вам выдадут на время пребывания ребенка в вашей семье
  • Для каких детей подходит гостевой режим
  • Зачем подростку временное пребывание в семье

Прежде всего следует знать о том, что процедура и условия передачи детей на временное пребывание регулируются Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г.

№432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».

 Стоит внимательно ознакомиться в этим документом, если вы намерены принять ребенка, поскольку там все описано подробно. Сейчас же попробуем разобраться в основных пунктах этого процесса.

Кто может принять ребенка на «гостевой режим»

Требования для получения заключения о возможности временного пребывания ребенка во многом совпадают с требованиями для усыновителей и опекунов. Так, «временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации». (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Какие документы нужно предоставить

В органы опеки по месту жительства вам следует предоставить следующие документы:

  • Заявление (по форме, утверждаемой Министерством образования и науки РФ)
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность
  • справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие судимостей, препятствующих принятию ребенка в семью (они указаны в пункте «д» в предыдущем разделе). Эта справка действует 1 год
  • справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии заболеваний, перечисленных в пункте «е» предыдущего раздела, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (это медицинское заключение желающего усыновить, принять под опеку/попечительство ребенка или стать приемным родителем). Справка действует 6 месяцев, после этого ее необходимо обновить.

Кроме вышеперечисленных документов вы имеете право предоставить «иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители» (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Далее в течение 5 рабочих дней сотрудники органов опеки должны проверить предоставленные документы, произвести обследование вашего жилья и оформить заключение о возможности временной передачи ребенка, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или же выдать письменный отказ с указанием причин.

Небольшое дополнение: если по результатам обследования жилья оно будет признано не подходящим для проживания ребенка, у вас будет возможность брать ребенка на время (без ночевок), либо вместе выехать на отдых.

Документы собраны, заключение получено, что дальше

Теперь нужно обращаться в администрацию детского дома, предоставив им следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (в свободной форме);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью (или же заключение о возможности быть усыновителем или опекуном);

г) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также детей старше 10 лет.

Далее администрация детского учреждения должна зарегистрировать заявление, предоставить сведения о детях, которых можно принять на временное пребывание и организовать первую встречу с ребенком.

Принимая решение администрация детского учреждения должна учитывать много факторов: желание самого ребенка (пожелания ребенка старше 10-ти лет могут быть написаны им самим); отношения между вами, ребенком и остальными членами семьи;  если у ребенка в этом же детском доме есть братья и/или сестры, забирать в гости нужно всех; а также этническое происхождение ребенка (возможность обеспечения преемственности в языке, культуре и религии в соответствии с его происхождением).

Это решение должно быть принято в течение 7 дней с даты подачи документов в администрацию детского дома. При положительном решении выпускается приказ руководителя детского учреждения, с которым вы должны быть ознакомлены под роспись.

Отрицательное решение тоже оформляется письменно с указанием причин отказа.

Какие документы вам выдадут на время пребывания ребенка в вашей семье

При временной передаче ребенка выдаются следующие документы:

а) копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

в) копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);

г) копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

Также в соответствии с нормативными актами региона проживания ребенка вам будут выданы продукты или денежные средства на их приобретение на период пребывания ребенка в гостевой семье.

Для каких детей подходит гостевой режим

Ну и теперь о том, кого можно и нужно принимать в семью временно.

Начнем с тех, кого не стоит брать на выходные или каникулы: обычно специалисты не советуют брать детей младше подросткового возраста. Во-первых, они любой дом, в который их приглашают, очень быстро начинают считать своим, особенно если переночевали там.

И конечно, в этом возрасте они особенно остро хотят, чтобы у них появились мама и папа, поэтому как ни объясняй, что в семье они временно, они просто не способны это понять и будут ждать и вас, и повторных «гостей», а то и с плачем цепляться за дверные косяки.

Все-таки, такое временное проживание гораздо менее полезно, чем помощь в поиске постоянной семьи для ребенка.

Бывают ситуации, когда даже маленьким детям нужна временная семья, к примеру, когда постоянная семья уже нашлась, но не может забрать ребенка сразу. В этом случае, чтобы избежать ожидания в детском доме, специалисты принимают решение о том, что ребенку необходима временная семья.

Но это возможно только при сопровождении специалистов, постоянно работающих с этими детьми и конечно, требует специальной подготовки и высокой степени осознанности от таких «временных» родителей, задача которых – стать «перевалочным пунктом» к постоянной семье.

Такие профессиональные приемные семьи очень нужны нашим детям, но пока институт профессиональной семьи в нашей стране находится в зачаточном состоянии.

Зачем подростку временное пребывание в семье

Дети старше 10 лет имеют небольшие шансы попасть в постоянную семью по сравнению с маленькими детьми. Но опыт проживания «на воле», а не в условиях государственного учреждения, им очень нужен. Выйдя из детского дома, дети не знают базовых вещей, которые были бы для них естественны, если бы они жили в семье.

В подавляющем большинстве случаев по выходу из детского дома 15-18-летние дети не могут жить самостоятельно, не могут поступить на дальнейшую учебу, создать постоянную семью и растить своих детей.

Привычка жить на всем готовом, ожидание того, что на праздники спонсоры подарят им дорогие вещи, отсутствие модели семьи перед глазами мешают детям адаптироваться, когда они, как под холодный душ, попадают из детского дома в реальную жизнь.

Поэтому детям-подросткам так полезно побыть в настоящей семье: сходить в магазин вместе со взрослыми, увидеть отношения между родителями и детьми, пожить повседневной жизнью обычной семьи. Для них это будет бесценный опыт, который поможет им адаптироваться во взрослой жизни.

И конечно, бывает и так, что взяв ребенка в гости, родители не хотят отдавать его обратно, и сам ребенок так хорошо вписывается в семью, что временное пребывание превращается в постоянное. То есть ребенка усыновляют или берут под опеку.

Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.

Источник: https://changeonelife.ru/2018/05/31/kak-vzyat-rebenka-iz-detskogo-doma-v-gosti-na-vy-hodny-e-ili-kanikuly/

Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Студент-Сервис

Учреждение временного пребывания ребенка

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  2. социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  4. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения peгламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

Детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

  • для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • для детей дошкольного возраста;
  • для детей школьного возраста;
  • смешанный;
  • детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

  • Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
  • Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

https://www.youtube.com/watch?v=zfWZ–iQX74

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия.

Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав’ и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

  • Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims — внутренний) — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • интернатное учреждение обычного типа;
  • интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные(коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

  • неслышащих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших детей;
  • незрячих детей;
  • слабовидящих и поздноослепших детей;
  • детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • детей с задержкой психического развития.
  • умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения.

Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • санаторная школа-интернат;
  • санаторно-лесная школа;
  • санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • кадетская школа;
  • кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);
  • школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;
  • воспитанники воинских частей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от 21 сентября 2000 г.).

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей.

При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе.

Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой — необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какойлибо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель — ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним.

Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, а также своевременное консультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:

  • приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;
  • приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;
  • приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/gosudarstvennye-i-negosudarstvennye-uchrezhdeniya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.