Гк рф приватизация квартиры

Статья 217 ГК РФ. Приватизация государственного и муниципального имущества

Гк рф приватизация квартиры

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

1. В статье раскрываются основные признаки приватизации по законодательству Российской Федерации. К ним относятся:

а) принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таких случаях применяются общие нормы гражданского права;

б) принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

В отдельных законодательных актах о приватизации содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность.

Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г.

N 914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1992. N 35. Ст. 2001).

Напротив, в соответствии со ст. ст. 1 и 11 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в РСФСР” (Ведомости РФ. 1991. N 28. Ст. 959; 1993. N 2. Ст. 68) основным признаком приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

2. В законодательстве о приватизации могут содержаться также дополнительные требования, предъявляемые к покупателям приватизируемых объектов. В частности, согласно ст.

3 Закона о приватизации не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Закон о приватизации более не содержит запрета на участие в приватизации хозяйственных обществ (товариществ), в уставном капитале которых доля общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%.

Но поскольку Закон на случаи передачи государственного или муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций не распространяется (ст.

3), сами общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения и иные некоммерческие организации приобретать имущество в порядке, предусмотренном Законом, не вправе (см. также п. 3 информационного письма ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13).

3. Комментируемая статья устанавливает общее соотношение между гражданским законодательством и законодательством о приватизации. Ее содержание позволяет не только собственнику федерального имущества, но и субъектам РФ, а также муниципальным образованиям самостоятельно передавать его гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

На практике это находит выражение в принятии субъектами РФ и муниципальными образованиями собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определении сроков их приватизации и т.п.

Вместе с тем согласно п. 5 ст. 4 Закона о приватизации федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и правовые акты субъектов РФ, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Закону о приватизации и Государственной программе приватизации, утверждаемой специальным федеральным законом.

Впредь до принятия новой государственной программы приватизации в части, не противоречащей Закону о приватизации, продолжают действовать Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535.

4. При совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки нужно прежде всего опираться на законодательство о приватизации.

Так, передача государственного или муниципального имущества в виде предприятия, материальных активов действующих и ликвидированных предприятий, долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ) и т.п.

в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о приватизации (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 97).

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона о приватизации осуществление приватизации иными способами, не установленными этим Законом, является основанием для признания сделки недействительной.

На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в п. п.

3 – 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (Бюллетень ВС РФ.

1993. N 11. С. 2 – 4).

5.

Объектами приватизации по Закону о приватизации могут служить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вклады) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.

Вместе с тем согласно ст.

3 Закона его действие не распространяется на приватизацию: имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами; земли; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами Российской Федерации; объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов; на случаи выполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам; на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям; на случаи восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо изъято другим способом против воли этих лиц в государственную или муниципальную собственность; на отношения, связанные с распоряжением унитарными предприятиями или государственными учреждениями закрепленным за ним имуществом.

Отчуждение указанного имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации (предприятиями, зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется другими федеральными законами.

6. В каждом из перечисленных выше случаев приватизации от лица собственника имущества должен выступать соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления (ст. 125 ГК).

Так, при проведении приватизации согласно Закону о приватизации такими органами являются ГКИ РФ и соответствующие комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. В соответствии со ст. ст.

7 и 8 Закона они создают комиссии по приватизации государственного имущества, принимают решения о приватизации такого имущества, осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и т.д.

В муниципальных образованиях органы по управлению муниципальным имуществом могут создаваться по решению представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 8).

В соответствии со ст. ст. 10 и 11 Закона продавцами приватизируемого государственного имущества являются специализированные учреждения (в настоящее время фонды имущества) и назначенные ими представители. Органы местного самоуправления назначают продавцов муниципального имущества самостоятельно.

Источник: https://zknrf.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-II/Glava-13/Statya-217/

Приватизация по ГК РФ – договор, жилого помещения, квартиры, статья

Гк рф приватизация квартиры

Каждый гражданин России, проживающий на территории государственного имущества, имеет возможность с течением времени оформить его в частную собственность.

Но при этом далеко не все знают о том, каким образом проводится данная процедура и на какие особенности действующего законодательства нужно обращать внимание, чтобы понять, доступна ли вообще приватизация определенного имущества и как ее провести так, чтобы не встретиться ни с какими проблемами.

В связи с этим лучше заранее разобраться в том, как проводится приватизация по ГК РФ и что в ней самое важное.

Оговорки насчет договора

Договор представляет собой сделку, правила проведения которой полностью регулируются в соответствии с нормами, прописанными в Гражданском кодексе. Если сделка в конечном итоге признается недействительной, то в конечном итоге она может стать оспоримой и ничтожной.

По сути, признание сделки недействительной в конечном итоге приводит только к одному исходу – заинтересованные лица возвращаются в исходное состояние, то есть на ту точку, на которой они были до ее оформления.

При этом стоит отметить тот факт, что если сделка сама по себе является ничтожной, то в таком случае нет никакой необходимости в том, чтобы искать доказательства ее недействительности, так как это предусматривается действующим законодательством и в дальнейшем распространяется на весь период действия договора. Если же сделка относится к категории оспоримых, то в таком случае в дальнейшем можно будет доказать ее недействительность в процессе проведения судебного разбирательства.

В случае с ничтожными сделками суду нужно предоставить только исковое заявление с требованием о признании последствий указанного договора недействительными, в то время как в случае с оспоримыми сделками таковым должен признаваться составленный договор.

Условия приватизации по ГК РФ

Для того, чтобы то или иное имущество могло быть передано физическому лицу в частную собственность, оно должно соответствовать нескольким основным условиям.

В первую очередь, оно должно принадлежать к категории государственной собственности. Таким образом, если какие-нибудь кооперативные дома в квартирах ЖСК предоставляются гражданам на правах собственности, это не будет рассматриваться в качестве приватизации, так как в данном случае используются общие нормы гражданского права.

Помимо этого, сам покупатель приватизируемого жилья должен относиться к субъектам частной собственности. По этой причине в случае передачи определенного муниципального имущества другому аналогичному предприятию не может рассматриваться в качестве приватизации.

В определенных законодательных актах о приватизации можно найти также дополнительные факторы, определяющие возможность приватизации того или иного имущества. В частности, статья 1 Закона о приватизации рассматривает в качестве обязательного признака такого жилья ее возмездность.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что в действующем законодательстве также присутствуют определенные требования, которые могут предъявляться к покупателям приватизируемого жилья. В частности, такими лицами не могут быть какие-либо государственные компании или любые юридические лица, уставной капитал которых включает в себя более 25% государственной доли.

В законе о приватизации, который действует на сегодняшний день, больше не говорится о том, что в процессе проведения этой процедуры не могут принимать участия хозяйственные общества, уставной капитал которых включает в себя более 25% доли благотворительных или каких-либо других фондов

В данной статье присутствует общая формулировка смысла и предназначения приватизации в качестве особого способа получения имущества в частную собственность. При этом приватизация может осуществляться только по отношению к тому имуществу, которое находится в числе муниципальной или государственной собственности, то есть изначально предназначенном исключительно для публичных собственников.

В соответствии с действующим законодательством сама процедура приватизации включает в себя несколько основных этапов:

  • подача заявки;
  • принятие документов со стороны уполномоченного государственного органа и их рассмотрение с вынесением соответствующего решения о приватизации того или иного имущества;
  • составление и утверждение приватизационного плана;
  • составление договора с лицом, приобретающим приватизируемое имущество.

Данный порядок представляет собой необходимый юридический факт, поэтому обязателен к выполнению.

В соответствии с действующим законодательством о приватизации могут также предусматриваться различные особые требования, которые предъявляются к покупателям приватизируемого имущества. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о приватизации в качестве покупателей не могут рассматриваться никакие государственные предприятия и организации.

Помимо всего прочего, по статье 11 Закона о приватизации оформление государственного имущества в частную собственность доступно только для граждан России.

Признание недействительности

Для того, чтобы определенный орган или лицо имели право подать исковое заявление в суд для признания недействительным оформленный договор приватизации, должно быть выполнено несколько условий:

  • в процессе проведения сделки о проведении приватизации напрямую нарушались права несовершеннолетних детей или каких-либо других лиц;
  • лицо, подписывающее договор, на тот момент находилось в несовершеннолетнем возрасте или имело статус нетрудоспособного и, соответственно, не имело необходимых на то полномочий;
  • гражданин, который был оформлен в качестве собственника указанного жилья, провел процедуру приватизации против своей воли или в связи со стесненным положением, а также находился в заблуждении о реальных последствиях.

При этом стоит отметить тот факт, что доказать состояние заблуждения лица, подписывающего договор, крайне сложно, так как в соответствии с законодательством заблуждение рассматривается только касательно предмета сделки, то есть имущества, в то время как мотивы проведения данной процедуры сами по себе не имеют существенного значения.

Бывает так, что под влиянием заблуждения человек, наоборот, отказывается от оформления приватизации, и в таком случае у него есть возможность отстоять свои права в судебном порядке. Если суд посчитает предоставленные доказательства убедительными, в конечном итоге договор о приватизации может быть признан недействительным.

Приватизация госкомпаний способствует росту рыночной капитализации различных предприятий за счет увеличения степени их ликвидности.

Как происходит приватизация частного дома в сельской местности, можно узнать отсюда.

Реальна ли бесплатная приватизация земли, и на каких условиях можно приватизировать земельный участок, читайте здесь.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/privatizacija-v-gk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.